Что делать, если нам не подключают уличное освещение?

Уличное освещение

В СНТ не горели уличные фонари, произвели самостоятельно замену лампочек. Электрики отрезали уличное освещение. Имеют на это право?

В детском садике отсутствует уличное освещение и дети гуляют в абсолютной темноте. Заведующая утверждает что у неё нет денег, что проект освещения это огромный деньги. И предлагают родителям за свой счет установить уличные прожекторы. Куда пожаловаться и на что ссылаться. Ведь безопасность детей под угрозой.

Фонари уличного освещения размещены на стене нашего МК и подключены к общедомовому счетчику. Жильцы должны оплачивать уличное освещение?

В сельском поселении есть опоры для уличного освещения, нужно установить новые светильники, кабель и лампы, и оплатить работы по их установке. Проект на уличное освещение отсутствует. Может ли Местная администрация приобрести светильники и подключить уличное освещение без проекта.

Вопрос про уличное освещение. Представляю администрацию сельского поселения. Электрические сети, опоры, уличные светильники не в нашей собственности, а в собственности муниципального района. Всё это имущество передано в аренду специализированному предприятию. Обязана ли наша сельская администрация МО СОДЕРЖАТЬ имущество, предназначенное для уличного освещения? С уважением Ольга. Спасибо.

Правомерно ли требовать плату за уличное освещение в черте сельского поселения? На основе чего подсчитывается стоимость уличного освещения с частного лица?

Проживаю в частном секторе, уличное освещение отсутствует полностью, куда можно обратиться по данному вопросу и в каком виде необходимо написать заявление на установку освещения.

Хотим установить уличное освещение на нашей улице то есть возле нашего дома. Как написать заявление главе администрации чтоб они дали добро на установку уличного освещения.

Меня зовут Евгений. Я построил новый дом в черте города, но по дороге к дому нет уличного освещения. К кому обращаться, чтобы сделали уличное освещение?

В деревне отсутствует уличное освещение. Обращались в администрацию. Нам отвечают что поскольку прописанных граждан нет, то освещения не будет, а там есть постоянно проживающие. Законно ли это.

Администрация обязывает сельчан платить за уличное освещение села. Законно ли это? Кто должен оплачивать уличное освещение?

У нас непосредственное управление собственниками. Поставили уличное освещение двора. Лампы. Кобры. Один из собственников систематически срывает провода. Так как не хочет освещения. Как нам его штрафовать. К кому обращаться?

Входит ли в обязанности администрации обеспечивать уличное освещение в деревне? Какие шаги предпринять, чтобы уличное освещение было установлено?

Управляющая компания коттеджного поселка требует оплату за уличное освещение. Законно ли это? В соседнем поселке уличное освещение оплачивает местная администрация.

Является ли услуга по обслуживанию уличного освещения к виду монополистической деятельности? И обязана ли администрация муниципального образования проводить конкурсные процедуры на уличное освещение, если электрические сети стоят на балансе в электросетевой компании?

В поселке отключили уличное освещение две недели назад — сейчас добились через единую диспетчерскую службу ответа от главы сельского поселения, что освещение отключено за неуплату. Насколько я понимаю, оплата уличного освещения должна производиться из средств местного бюджета? Как повлиять на местную администрацию? Коллективное письмо в прокуратуру?

После передачи сетей СНТ в МОСКВЕ. Правление отключили уличное освещение с требованием подключить уличные фонари к своему счётчики и оплачивать самостоятельно эталонного ли это и имеет ли права лезть в счетчики после опломбировки нанять электрик.

Многоквартирный дом находится в непосредственном управление собственниками. На дворовой территории установлено уличное освещение порядок включения освещения в состав общего имущества многоквартирного дома с последующим его содержанием на счет средств собственников помещений? Какими нормативно правовыми актами регулируется порядок включения дворового освещения и содержание за счет собственников?

Меня беспокоит вопрос уличного освещения. Уличное освещение у нас включают по световому дню, т.е. световой день увеличивается выключают позже, а включают не зависимо в 24:00.ночью фонари не горят. Правильно ли это, законно.

6 день не горит уличное освещение. При звонке диспетчеру он отвечает что линия на балансе администрации. Администрация на наши просьбы включить освещения ни как не реагирует. Подскажите пожалуйста, как нам быть и к кому обратиться?

6 день не горит уличное освещение. При звонке диспетчеру он отвечает что линия на балансе администрации. Администрация на наши просьбы включить освещения ни как не реагирует. Подскажите пожалуйста, как нам быть и к кому обратиться?

До 2016 г. в деревне было уличное освещение. После 2016 г. установили новые столбы, светильники с фонарями сняли — полная темнота. Глава поселения отказывает в услуге освещения, ссылаясь то на то, что собственники сами должны оплачивать за освещение улиц то на отсутствие денег в казне. Что можете посоветовать? Спасибо. Ольга.

Освещение детской площадки в большом дворе среди несколько домов сблокированных. Кто должен обслуживать? Управляющая компания отправляет в уличное освещение, а уличное освещение заявляет, что такого на балансе нет. Столб есть, лампочка есть, не горит. давно.

Прошу Вас помочь в сложившейся ситуации.

Мы являемся собственниками жилья, приобретенного по Договору долевого участия. Через 1.5 года после сдачи дома нам было отаключено уличное освещение (дом не огорожен).

Все эти 1.5 года денежные средства энергетикам не поступали, так застройщик считает торшеры уличного освещения и свет собственностью жильцов. При этом дом не огорожен забором. В связи с этим вопрос:

1. действительно ли уличное освещение относится к «собственности жильцов»?

2. имеет ли право муниципалитет отаказать нам в передачи торшеров освещения в собственность города.

3. возможно есть некая практика. Заранее спасибо за ответы.

Куда жаловаться, если электричество к дому подключают слишком долго?

27 июня 2020 года через сайт Ленэнерго подал заявление на подключение электричества на участке ИЖС в Ленинградской области.

Практически сразу выдали абонентский номер, и с тех пор заявка стоит в статусе «Заявка на ТПр в обработке», хотя по закону, насколько я знаю, электричество должны подключить в течение 20 календарных дней.

На все мои жалобы приходит отписка, дескать, к такому-то числу все сделаем, но время идет и ничего не меняется.

Подскажите, пожалуйста, какие есть инструменты влияния на поставщиков электричества? Кому жаловаться? Что говорит о таких задержках закон и могу ли я рассчитывать на компенсацию?

По закону на подключение объекта у энергетиков есть шесть месяцев со дня заключения договора. Этот срок установлен законом, и, если энергосетевая компания его нарушила, вы можете подать на нее жалобу. Но есть нюансы — расскажу обо всем по порядку.

Как подключают электричество

Процесс подключения к электросетям выглядит так.

Заявка на технологическое присоединение. Сначала потребитель подает в электросетевую организацию заявку на технологическое присоединение. С 1 июля 2020 года все взаимодействие, включая обмен документами, происходит через портал электронных услуг Россетей.

В заявке должны быть данные заявителя, адрес участка и дома, если он уже построен. Нужно приложить документы на право собственности и простую схему с указанием, где желательна точка подключения.

Еще прописывают ряд технических параметров, самый важный из которых — лимит мощности. Для частных домов это обычно 15 кВт. Такой резерв электрической мощности позволяет использовать, например, электрокотел, который способен отапливать 150 м² площади.

ТУ для подключения. Затем сетевая организация выдает технические условия — ТУ — для подключения. В них описываются все характеристики будущего подключения, а также обязанности каждой из сторон.

Договор подключения к электросетям. Потребитель и сетевики заключают договор. В нем прописывают сроки и порядок работ. Так, электросеть выполняет работы до границ земельного участка заявителя: ставит опоры, если их не хватает, монтирует кабели, устанавливает на одну из опор счетчик.

Далее начинается зона ответственности потребителя: он ведет кабель от счетчика к будке строителей или дому, монтирует щитки, прокладывает проводку. Часть этих работ, например организация участка сети от счетчика до ввода в дом, будет описана в ТУ.

Проверка подключения и акт о присоединении. На последнем этапе электрики сетевой компании выезжают и проверяют, как сделано подключение, а затем подают напряжение. Стороны составляют акт о технологическом присоединении.

Какие установлены сроки

Сроки и процедура подключения регулируются правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением правительства от 27 декабря 2004 года № 861. Для удобства буду называть этот документ правилами технологического присоединения — это тоже верно.

В самых распространенных ситуациях, когда речь идет о подключении к сетям с напряжением до 20 кВт, предельный срок технологического присоединения — шесть месяцев. Срок может быть больше, если расстояние от участка потребителя до существующей электросети — более 300 метров в городах и более 500 метров в селах.

При этом срок в шесть месяцев исчисляется с момента заключения договора, а договор считается заключенным с момента оплаты потребителем услуги технологического присоединения. Если расстояния не превышены, плата составляет 550 Р .

Установлены такие сроки:

  1. На то, чтобы выдать техусловия, у сетевой организации есть 30 дней. Россети сейчас выдают ТУ быстрее — за 10 дней.
  2. На оплату счета у потребителя есть 5 дней.
Читайте также  Как отремонтировать крышу гаража покрытую шифером

У потребителя после завершения всех работ должно остаться четыре документа:

  1. Акт допуска прибора учета в эксплуатацию.
  2. Акт о выполнении технических условий.
  3. Акт о технологическом присоединении.
  4. Договор энергоснабжения.

Подключение электричества можно ускорить, если дом только строится. Помимо постоянной есть временная схема подключения. Энергетики обязаны сделать такое подключение в срок до 15 дней со дня заключения договора.

По временной схеме нельзя запитывать введенные в эксплуатацию объекты капстроя — дом так не подключить. В правилах сказано, что энергопринимающее устройство должно быть передвижным. Обычно временная схема используется для подачи электричества к строительным бытовкам, если хочется возвести дом побыстрее. В таком случае объект так и называют — передвижной строительный вагончик.

Срок работы по временной схеме не может превышать один год, а еще временная схема может оказаться более дорогой. Если надо вкапывать опоры, энергетики, скорее всего, предложат оплатить эти работы или подключиться по постоянной схеме и ждать до шести месяцев, пока опоры вкопают за счет компании. Это законно.

Кто отвечает за свет в городе

Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда во дворе или на улице с наступлением темноты отсутствует освещение. Особенно это характерно для новостроек, многоквартирных домов спальных районов. Уличное освещение на столбах – кто обслуживает? Если вблизи дома нет света, куда звонить? Попробуем разобраться в этих вопросах.

  1. Нормативы и требования
  2. Виды столбов и порядок их установки
  3. Виды ламп
  4. Кто отвечает
  5. Нет света на улицах и во дворе
  6. Деревни и поселки
  7. Видео: Монтаж уличных фонарей на дачном участке

Нормативы и требования

Чтобы иметь представление о том, как отстаивать свои права в случае отсутствия освещения, необходимо разобраться в том, как обустроено уличное освещение. Основными пунктами правил СНиП и строительных норм являются:

  • памятники и архитектурные объекты обязательно должны освещаться,
  • освещение главных дорог и второстепенных осуществляется с учетом вида дорожного покрытия и его способности отражать свет,
  • для каждого отдельного объекта предусмотрен конкретный уровень горизонтальной освещенности, так, для магистралей это значение соответствует 20 лк, для дорог районного значения – 15 лк, для улиц вполне хватает 4-6 лк.

Смотрите видео: Как устроено освещение города

Виды столбов и порядок их установки

Чтобы уровень света был достаточным для отведенной территории, необходимо светильники устанавливать на определенную высоту. Для этого предназначены специальные опоры, производимые из разных материалов:

  1. Дерево. Для этого подходят в основном хвойные породы. Стоимость таких столбов невысока, у них небольшой вес и устанавливать их несложно. Также они довольно безопасны в чрезвычайных ситуациях. Однако долговечными они не являются, требуют обработки против гниения.
  2. Бетон. Цена их также невысока, просты в использовании и имеют долгий срок службы. Однако вблизи таких опор нежелательно протекание грунтовых вод.
  3. Железобетон. Данный вид опор долговечен, не подвержен коррозии, недорог. Но требует больших затрат при установке и обслуживании.
  4. Металл (алюминий или сталь). Хотя цена таких столбов довольно высока, они отличаются прочностью и долговечностью.

При установке опор важно уделить внимание фундаменту. Глубина при газонной установке не может быть менее 80 см. При остальных видах монтажа глубина не должна быть менее 160 см.

Среди других требований выделяют:

  • промежуток между опорами должен быть не менее 60 см,
  • установка опор в один ряд,
  • опоры в два ряда выстраиваются в шахматном или прямоугольном порядке.

На расстояние от бордюра дороги влияет интенсивность движения:

  1. если на дорогах нет грузовых машин – 0,3 м,
  2. второстепенные дороги – 0,6 м,
  3. магистрали – 1 м.

Виды ламп

Для освещения на улицах могут использоваться разные лампы:

  • натриевые,
  • ртутные,
  • светодиодные,
  • металлогалогенные лампы.

Все чаще можно увидеть фонари на светодиодах. Основными отличиями светодиодных приборов являются:

  1. экономичность,
  2. прочность,
  3. долговечность,
  4. устойчивость к влаге, изменениям температур,
  5. равномерный яркий свет.

Уличное освещение необходимо для того, чтобы обеспечить безопасное движение транспорта, удобства пешеходов, для ощущения безопасности в темный период времени.

Кто отвечает

Согласно закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» территории жилых домов, микрорайонов, кварталов, промышленных организаций и коммунальных, аллеи, дороги, улицы, мосты, бульвары, а значит, и дворы, находятся под контролем местных органов самоуправления.

ВНИМАНИЕ! Статья 16 говорит о том, что городская администрация устанавливает расписание освещения в темное время на перечисленных объектах. Однако собственники строений должны поддерживать освещенность.

Освещением городской местности занимаются энергосберегающие организации, являющиеся коммерческими структурами. Они составляют договор с местной организацией или иными лицами и предоставляют им свои услуги.Строительство и ремонт линий электропередач возлагается на все те же специализированные организации, с которыми администрация заключает договор.

Однако это все относится к территории общего пользования (сады, парки, скверы, бульвары). Дворы в этот список не входят. Они относятся к придомовой территории. Это уже совсем другое. Эта территория предназначена для отдыха, детских площадок, спортивных, насаждений, тротуаров, парковки.

В ЖК РФ (ч. 2, ст. 162) указано, что между собственниками квартир, товариществом, органом управления жилищного кооператива, а иногда и с застройщиком и управляющей компанией (ч. 14 ст. 161 ЖК РФ) составляется договор.

Договор содержит информацию об услугах и работах, которые касаются содержания общего имущества и его ремонта, а также предоставления коммунальных услуг. Подобные услуги являются платными. В ЖК РФ (ч. 1 и 2 ст. 154) указано, что их плата входит в квитанции на оплату предоставляемых услуг.

Нет света на улицах и во дворе

Сначала нужно определить возникшую проблему:

  • требуется замена лампочки,
  • слабое освещение или требуется дополнительное,
  • освещение отсутствует.

Если есть видимые повреждения лампочки, сначала можно сообщить об этом диспетчеру ЖКХ. Номер телефона представлен на сайте соответствующей компании.

Если проблема не решена, нужно идти в Администрацию города, поскольку именно она заключает договор с электросетями.

Связавшись с энергокомпанией, последняя должна проверить состояние осветительного прибора и произвести ремонтные работы. Необходимо в произвольной форме составить частную жалобу (еще лучше, если она будет коллективной) в местную Администрацию.

В тексте жалобы необходимо указать:

  1. за какой организацией закреплена обязанность по обслуживанию осветительных приборов на конкретном участке,
  2. наименование заказчика по заключенному с этой компанией договору,
  3. кто должен отвечать за поддержание освещения на данной территории.

При слабом уличном освещении нужно сообщать в УК, написав также частное или коллективное заявление. Обязательно прописывается полностью ФИО всех заявителей, подпись и адрес проживания. Именно УК отвечает за жизнь и здоровье жильцов, которые должны указывать ей на имеющиеся недоработки.

При отсутствии освещения во дворе, вы имеете право обратиться в местную администрацию. Для этого есть законные основания, а именно, Федеральный Закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Можно руководствоваться и ГОСТом, в котором прописаны требования к порядку организации уличного освещения.

Следить за наличием освещения на улицах и во дворах является их прямой обязанностью. После написания и отправки жалобы, ответ должен прийти в течение месяца.

ВНИМАНИЕ! Если от местного муниципалитета пришел отказ, вы можете обратиться с заявлением в суд. В нем обязательно нужно указать о неисполнении их прямых обязанностей.

Деревни и поселки

В бюджете деревень и небольших поселков не всегда как полагается профинансировано освещение улиц. Установка фонарей вблизи каждой дороги довольно затратное дело. Ежегодно составляется план по снабжению фонарями улиц и местные органы власти рассматривают его согласно бюджету.

ВАЖНО! Есть отдельные места, где установка фонарей обязательна, таковыми являются перекрестки дорог, где высока вероятность аварийных ситуаций, а также учебные заведения и здание администрации.

Отвечает за техническое обслуживание районный отдел Энергосбыта, но контроль за выполнением своих обязанностей возложен на местный муниципалитет. Верным решением будет обращение туда в устной форме, письменно (оформив жалобу) или просто позвонить по телефону.

Если по улице или во дворе жилого дома отсутствует освещение, следует обращаться с этим вопросом в соответствующие органы. Однако не стоит надеяться на быстрое решение проблемы, поскольку молниеносно она не решается.

Ответ на вопрос, куда жаловаться при отсутствии освещения на улицах, будет зависеть от территории, о которой идет речь.

Да будет свет: закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома

Проблема освещения придомовой территории часто вызывает у жильцов многоквартирного дома немало вопросов: куда тратятся выделяемые средства, кто должен обеспечивать освещение и куда обращаться при его отсутствии.

Чтобы темнота вокруг дома не стала постоянным явлением, расскажем, куда следует обращаться жильцам, если они столкнулись с подобной неприятностью.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома?

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.

Читайте также  Покраска профнастила в домашних условиях

Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.

Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.

Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.

Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.

На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.

Что входит в данное понятие?

Освещение придомовой территории — это подсветка в темное время суток находящихся на ней отдельных участков, а именно:

  • подъезды и тротуары;
  • парковки и подъездные пути;
  • детские площадки и прогулочные дорожки;
  • хозяйственные площадки.

Каждый участок должен освещаться в соответствии с установленными в СНИП нормативами.

Выбор осветительных приборов производится ответственной организацией по собственному усмотрению, обычно это фонари и фасадная подсветка с антивандальной защитой.

Кто ответственен?

Ответственность за освещение дворовых территорий многоквартирных домов ложится на управляющую компанию, которой жильцы доверили благоустройство и обеспечение жизнедеятельности своего дома.

Если проблема со светом все же возникла, нужно просто позвонить в офис компании и сообщить специалистам. УК в свою очередь должна устранить неполадки, иначе жильцам придется обратиться в администрацию, которая осуществляет контроль над деятельностью УК.

Если же придомовая территория документально не принадлежит собственникам квартир, ответственность за освещение возлагается на местную администрацию.

Порядок действий для решения проблемы

Если во дворе отсутствует освещение или неисправны осветительные приборы, жильцам многоквартирного дома следует сообщить об этом управляющей компании.

Для этого составляется акт с указанием проблемы, который должны подписать не менее 3-х человек (соседи, председатель дома, старший подъезда). К акту можно приложить фото двора в вечернее время, подтверждающее отсутствие освещения.

Акт и фото нужно предоставить в УК, где в течение недели специалисты рассматривают обращение жильцов, представитель компании проверяет достоверность сведений и проводит собственную проверку, результаты которой фиксирует в акте.

Копия составленного акта передается заявителям, таким образом, уведомляя их о принятии мер для устранения проблемы.

За чей счет должно производиться?

В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников (о том, что входит в правила содержания придомовых территорий многоквартирных жилых домов, читайте здесь). Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.

Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Уличное освещение придомовой территории: кто обязанное лицо и как заставить город освещать двор?

Одним из самых болезненных вопросов внутридомового благоустройства является организация уличного освещения придомовой территории. Чаще всего управляющие компании действуют неправильно, принимая на баланс жителей без их ведома за точку поставки уличное освещение.

Варианты организации уличного освещения

Говоря о проблемах с организацией уличного освещения мы подразумеваем, прежде всего, новые дома. Дома, построенные в СССР, а также в 90х годах прошлого века, обычно освещаются за счет средств муниципального бюджета и проблем здесь не возникает. Что касается новых домов, то в ситуации комплексного освоения территории (сплошной застройки) орган местного самоуправления выделяет участок под строительство, а в дальнейшем никак не контролирует проложение сетей инженерно-технического обеспечения. Застройщик ставит трансформаторную подстанцию, делает в ней точку подключения, согласовывает ее с сетевой организацией, которая также не контролирует то, что на этом участке подключается.

Орган местного самоуправления пускает данные вопросы на самотек для того, чтобы не закладывать дополнительные тысячи светоточек в муниципальный контракт, а следовательно, в муниципальный бюджет (который обычно недофинансирован именно благоустройством и уличным освещением, ведь провинциальные города освещаются очень плохо).

В конечном итоге застройщик реализует два сценария подключения системы уличного освещения.
В первом случае на трансформаторной подстанции ставится щит наружного освещения (ЩНО), с которого подключается каскад уличного освещения. Трансформаторная подстанция, построенная за счет средств дольщиков, обычно продается застройщиком сетевой организации (для которой их скупка – часть бизнеса, чтобы быть монополистом), а вот уличное освещение остается в дальнейшем на балансе жителей.

Во втором случае уличное освещение запитывается изнутри дома, на внутридомовой системе энергоснабжения после общедомового прибора учета. В этом случае опоры уличного освещения не признаются самостоятельной точкой поставки по договору энергоснабжения, иногда на них ставится отдельный прибор учета, иногда обходятся без него, но в любом случае это потребление электрической энергии растворяется в коммунальном ресурсе на содержание общего имущества (КР на СОИ), т.е. берется из денег жителей.

Является ли уличное освещение общим имуществом

Классическая схема организации уличного освещения в новых микрорайонах выглядит следующим образом. Застройщик, осваивая территорию, возводит дома, а после их строительства не регистрирует право собственности на опоры уличного освещения (которые являются недвижимой вещью) и не передает данное право органу местного самоуправления (который также не стремится это право приобрести).

Затем застройщик через п. 14 ст. 161 ЖК РФ передает все эти сети на баланс выбранной им управляющей организации. В дальнейшем эта организация избирается непосредственно собственниками (которые и не подозревают о том, что на балансе дома может быть каскад фонарей, обслуживающий еще несколько домов) и до поры до времени всех такая ситуация всех устраивает, особенно пока дом новый и не требует каких-либо капитальных вложений.
Затем, в случае смены способа управления, новая управляющая организация (или ТСЖ) выходит в преддоговорной спор с энергоснабжающей организацией, которая включает в точку поставки опоры уличного освещения. Для управляющей организации эта ситуация становится крайне непростой.

1. Если не принять на баланс дома опоры уличного освещения, то сетевая организация их отключит и дом погрузится в темноту. Это станет острым социальным вопросом и вызовет волну недовольства.
2. Если же включить на баланс дома опоры уличного освещения, то это будут дополнительные расходы за содержание объектов, которые не являются общим имуществом.

В соответ. с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 – далее Правила № 491) внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, внешние опоры уличного освещения не являются общим имуществом даже в том случае, если они запитаны на внутридомовых инженерных сетях. Например, в решении по делу № А49-14912/2017 мы добились включения в договор энергоснабжения условия о том, что на ТСЖ не может быть возложена оплата потребленной электроэнергии за содержание внешних опор уличного освещения (фонарных столбов), запитанных из трансформаторной подстанции через внешнераспределительное устройство МКД.

Самым сложным вопросом здесь является то, за счет каких денег можно оплачивать содержание опор уличного освещения. Если управляющая организация может нести эти расходы за счет прибыли, то для ТСЖ подобная оплата «за фонари» будет являться нецелевым использованием средств собственников и может окончится возбуждением уголовного дела (хотя это скорее редкость).

Чтобы избежать этих проблем нужно включить фонари в состав общего имущества. В соответ. с пп. «а» п. 1 Правил № 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества. Таким образом, если собственники примут на баланс жителей опоры уличного освещения, то будут иметься все законные основания к тому, чтобы их обслуживать.

Принимая такое решение, следует помнить, что оно принимается навсегда. Отказаться от опор уже не получится, потому что в соответ. с п. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Эти условия невозможно соблюсти в полной мере.

Как заставить городские власти организовать освещение двора

Доказать в судебном порядке, что опоры не являются общим имуществом – это только пол дела. Вторая половина – заставить городские власти обеспечить уличное освещение придомовой территории. Это можно сделать путем признания фонарей бесхозяйными через ст. 225 ГК РФ.
Для начала необходимо написать претензию в орган местного самоуправления с требованием признать фонари бесхозяйными и поставить их на учет в Росреестре. После того, как будет получен отказ от совершения данных действий, его необходимо оспаривать в судебном порядке (либо по КАС РФ, либо по АПК РФ).

Читайте также  Конструктивные особенности двускатной крыши

У нас есть практика разрешения таких споров, однако основная проблема тут в том, что выиграв суд, орган местного самоуправления отнесется формально к исполнению судебного решения. Он поставит в соответствии с исполнительным листом сети на бесхоз, но очень вероятно не включит их в муниципальный контракт, чтобы не создавать прецедента (иначе все пойдут по такой схеме и навалятся).

Хорошим решением проблемы может быть норма в муниципальных правилах благоустройства, где прописана обязанность для местных властей обеспечивать уличное освещение (в том числе, дворовых территорий). В ряде муниципальных образований эта норма до сих пор есть (что развязывает руки в решении проблемы), а в ряде – исключена в целях постоянной экономии на городском хозяйстве и благоустройстве.

И хотя Минстрой России в письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 указывает на то, что организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления, фактического решения этой проблемы не предвидится, пока на уровне федерального закона данная обязанность не будет закреплена за органом местного самоуправления.

Об обязанности УО следить за освещённостью придомовой территории

Содержание общего имущества собственников включает в себя множество аспектов, ни один из которых УО не должна упустить во избежание штрафов и судебных исков от собственников. Сегодня рассказываем об обязанности УО следить за освещением и освещённостью придомовой территории и о том, что она при этом делать не обязана.

УО несёт ответственность за содержание земельного участка в составе общего имущества

Управляющая организация по договору управления, заключённому с собственниками помещений в многоквартирном доме, несёт ответственность за надлежащее содержание и ремонт общего имущества таких собственников в доме. Качество оказываемых услуг должно соответствовать требованиям и правилам, установленным Правительством РФ.

К общему имуществу МКД, за состояние которого отвечает управляющая организация, помимо всех несущих и ненесущих конструкций дома, инженерного оборудования, обслуживающего более одного помещения, относится земельный участок, на котором расположен дом со всеми элементами озеленения и благоустройства (п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

При этом земельный участок входит в состав общего имущества только в том случае, если он поставлен на кадастровый учёт и является общедолевой собственностью владельцев помещений в МКД.

На земельном участке, включённом в состав общего имущества собственников помещений, могут быть установлены коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, а также электрическое оборудование (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). Также к общему имуществу относятся трансформаторные подстанции, которые обслуживают этот многоквартирный дом.

Следовательно, за надлежащим состоянием электрооборудования, расположенного на придомовой территории, которая включена в состав общего имущества многоквартирного дома, также несёт ответственность управляющая организация.

Состояние объектов на земельном участке должно гарантировать безопасность граждан

Общее имущество собственников, к которому относятся и элементы освещения придомовой территории многоквартирного дома, должно содержаться УО в соответствии с требованиями законодательства РФ. К таким НПА относятся в том числе нормы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, соблюдение прав потребителей, технического регулирования (п. 10 ПП РФ № 491). Это обеспечивает безопасность проживания граждан в доме.

В пп. «ж, з, и» п. 11 ПП РФ № 491 перечислены работы и услуги, которые должна проводить и оказывать УО для содержания в надлежащем состоянии земельного участка и расположенных на нём объектов:

  • уход за элементами озеленения, а также объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома, в том числе электрооборудованием во дворе;
  • текущий и капитальный ремонт, а также подготовка к эксплуатации в осенне-зимний период;
  • проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

УО отвечает за освещённость объектов на придомовой территории

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Управляющие многоквартирными домами организации также обязаны обеспечивать освещение площадок с контейнерами для сбора ТКО и мусоросборников, поддерживать уровни освещения (п.п. 3.7.1, 5.6.6 Правил № 170).

При этом важно отметить, что УО обязаны обеспечивать уровни освещения общедомовых помещений и территорий, запроектированные в технической документации МКД (п. 5.6.6 Правил № 170).

Нормативный уровень освещённости зависит от объекта освещения

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

УО обязана поддерживать только запланированные в техдокументации уровни освещённости

Анализ норм ЖК РФ, ПП РФ № 491, Правил № 170 и СанПиН доказывает, что управляющая организация обязана следить за состоянием электрооборудования, размещённого на оформленной придомовой территории многоквартирного дома и обеспечить нормативные уровни освещённости разных элементов двора. Эти работы обеспечивают надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД.

Отдельно остановимся на выводах Алтайского краевого суда, сделанных в апелляционном определении по делу № 33-6134/2017. Собственник помещений в доме подал иск в суд на УО, которая не обеспечила освещение на придомовой территории МКД, в том числе аллей и детских площадок.

Суд первой инстанции, а за ним и апелляционный суд пришли к выводу, что УО обязана установить пять опор освещения, смонтировать на них светильники и соединить их кабельными линиями с новым распределительным щитом наружного освещения.

УО пыталась апеллировать к тому, что организация не располагает средства на проведение таких работ, а по лицевым счетам собственников на момент суда образовалась многотысячная задолженность за ЖКУ. К тому же собственники на ОСС не принимали решения о проведении подобных работ на придомовой территории.

Судья отметил, что задолженность собственников по оплате ЖКУ отношения к делу не имеет, а указанные работы по восстановлению уровня освещённости придомовой территории являются необходимыми для надлежащего содержания общего имущества собственников, что является обязанностью УО по договору управления.

Однако в указанном определении суд частично встал на сторону управляющей организации, отметив, что само по себе наличие санитарных норм, регламентирующих уровень освещённости двора, не обязывает УО возводить сооружения, которых не было на придомовой территории изначально согласно техдокументации дома (п. 5.6.6 Правил № 170). Закон не предусматривает возможность приумножения общего имущества собственников за счёт УО.

Взять на заметку

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Поэтому, если собственники решили на ОСС установить детскую площадку или организовать парковку, УО следует донести до них необходимость запланировать в смете работ по организации освещения детской зоны. Их финансирование также ложится на плечи собственников.

После установки площадки и нового электрооборудования эти объекты включаются в состав общего имущества дома, а средства, необходимые на их содержание в надлежащем состоянии и ремонт – в размер платы за содержание жилого помещения. Эти вопросы также выносятся на общее собрание собственников.